Опыт работы музыкального руководителя Власюк М.Г. «Пение как средство развития вокальных способностей у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБ ДОУ № 52

___________Т.Е.Кудинова

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

Тема: «Пение как средство развития вокальных способностей у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:

Власюк М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ВВЕДЕНИЕ2

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ3

2.1. Программно-методическое и материально – техническое обеспечение.4

2.2.Направления работы по развитию вокальных способностей.4

2.3.Этапы работы над песней.7

2.4.Методические приемы развития певческих навыков.9

3.ВЫВОД11

ПРИЛОЖЕНИЕ12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
«Музыка начинается с пения»

Курт Закс

 

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Поэтому считаю, что проблема развития вокальных способностей на основе песенного творчества, над которой я работаю, актуальна и современна.

Основная идея моего опыта работы – развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста через использование пения во всех видах музыкальной деятельности.

Определила следующие задачи:

— воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

-развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

— формирование певческих навыков;

— развитие исполнительского мастерства;

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

-развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

-побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

-создать предпосылки к формированию творческого мышления.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

2.1. Программно-методическое и материально – техническое обеспечение.

 

В работе с дошкольниками использую:

программу «Гармония» под редакцией К.Тарасовой
«Малыш» В.А. Петровой.
Музыкальное развитие детей 2-7лет. И.Г. Галянт ( «Радуга»)
Ребенок в мире культуры. Р.М. Чумичева
Сто секретов музыки для детей. Т.Э. Тютюнникова (Игры со звуками. Бим!Бам! Бом!)
Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Т.Э. Тютюнникова (программа)
Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Т.Э. Тютюнникова (методика «Открыть музыку в ребенке»)
Наш оркестр. С.Бублей
Журнал «Музыкальная палитра» №№5,6,7
Учимся играть в оркестре Н.Метлов
Звук-волшебник. Т.Н. Девятова
Музыкальные упражнения для развития мелкой моторики дошкольников
Логоритмика
Путешествие в прекрасное. О. А. Куревина
Забавные сольфеджио. Л. Абелян
Музыка в сказках, стихах и картинках. Е.А. Королева
Играем и читаем. О. Джежелей
Развитие музыкальных способностей детей. М.Михайлова
Имеется просторный и светлый музыкальный зал, который отвечает эстетическим и педагогическим требованиям. В прошлом году была оборудована гримерная и костюмерная, которая содержит большое количество костюмов для театрализованной деятельности, кукольный театр. В музыкальном зале  имеется: музыкальный центр, пианино, радиосистема (микшер с усилителем), синтезатор.

 

Направления работы по развитию вокальных способностей.

 

Над озвученной темой работаю в трёх направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами.

С детьми работаю в трёх видах деятельности, в организованной, совместной и самостоятельной. При построении совместной образовательной деятельности  учитываю принцип интеграции образовательных областей, специфику и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы)

Во многом успех развития вокальных способностей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребёнка и удовлетворять двум требованиям:

Художественности. Музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению. Использую произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э Грига, И. Штрауса.

Следующее требование: Доступности.

Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

После подбора репертуара я начинаю вокально-хоровую работу.

В первую очередь, детям напоминаю правила певческой установки, и постоянно контролирую их выполнение.При обучении детей пению, я слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

сидеть (стоять) ровно;
не сутулиться;
корпус и шею не напрягать
голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокальных навыков в работу включаю одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:

дыхание
звукообразование
дикция
чистота интонирования
ансамбль
Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее

В начале учебного года я использую упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Для выработки навыка выразительной дикции использую: артикуляционную гимнастику, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому, мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для этого я использую приемы:

– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;

– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала «Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т.д.)

– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).

Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания, от которого зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую двухтактовые попевки, песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей «мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей «тянуть звуки”, «протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Использую рисование голосом. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой».

Песенное творчество. В развитии певческих навыков я придаю большое значение детской песенной импровизации. Развитию умения чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, пению естественным голосом. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Задаю «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ».     Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» — «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» — «Я боюсь уснуть, сестрица — кот усатый мне приснится». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Использую музыкальное лото, игровые ситуации; например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; или кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».

Использую домашнее задание, здесь принимают участие родители, старшие братья, сестры и т.д.). Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на диск, станет «хитом» недели.

Прием использования звуков природы, помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства. (шум леса, пение птиц, шум моря).

Все вышеперечисленные вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. Поэтому я включаю в репертуар народную музыку.

 

Этапы работы над песней.
Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет методы и приемы.

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие.

На данном этапе я применяю наглядный и словесный методы. Новое произведение я всегда показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Использую образное слово, провожу беседу о характере песни. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях, что помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, я им объясняю, что и петь ее надо напевно, протяжно.

краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
пояснение непонятных слов;
чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
разгадывание загадок, ребусов;
вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

 

II Этап – разучивание песни. (3–5 занятий.)

Помимо наглядного и словесного методов я использую практический метод. Песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета или припева, если он мелодически легко запоминается. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, я даю в игровой форме.

Именно на II этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации, ансамбля.

Использую метод моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и т.д.).

При работе над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а).

 

III Этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают” перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

 

Методические приемы развития певческих навыков.
В воспитательно-образовательный процесс включаю здоровьесберегающие  технологии. Начинаю занятия со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем «по трезвучию» («Здравствуйте, ребята», «Добрый день»), или исполняем  валеологические песенки-распевки «Доброе утро», «Здравствуйте!».

Сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным позволяет применение компьютерной техники. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Созданные мною или готовые (из интернета) презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использовать презентацию в качестве наглядного пособия.

Для проведения праздников создаю тематические презентации. « День Победы», « День знаний», « День матери» к 23 февраля и т.д.

На собственном опыте, убедилась, что использование ИКТ в разных формах организации детей приносит большую пользу.