Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 52 «Голубой вагон»

 
» » » Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников

Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников

Автор: administrator от 2-07-2012, 12:54
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.
Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно бывает достучаться до пап и мам, как нелегко порой бывает объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие детей. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
Были определены основные направления работы: создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием, физкультурные центры в группах, спортивная площадка для занятий на улице, дорожки здоровья в спальнях.
Далее была разработана комплексная система оптимизации традиций физического воспитания детей в семье и проведены следующие мероприятия: анкетирование родителей; создание информационного пространства «Азбука здоровья»; работа детско-родительского клуба «Вместе с мамой»; проведение конкурса «Семейные традиции»; создание картотеки и видеотеки для родителей и педагогов.

Система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения психического и физического здоровья дошкольников.
Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов ко взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.Из этой цели вытекают следующие задачи: обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье; формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Мы придерживались ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы: единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания); индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье; систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.
Соблюдение данных принципов позволило приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
Физкультурные занятия совместно с родителями стали постепенно входить в нашу практику, способствовали гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы.
В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников.
Содержательную сторону традиции физического воспитания в семье определяют различные его формы: организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков); физические упражнения (подвижные и спортивные игры); физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ); способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранения и укрепления здоровья детей осуществлялась в три этапа: на первом этапе анкетирование и опрос родителей по выявлению потребности в оздоровлении детей показало, что 100% опрошенных считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. А важность семейных традиций в физическом воспитании отметили только 15% опрошенных родителей.
Затем мы попросили детей нарисовать рисунок на тему «Мой выходной день». Них мы не увидели ни родителей, ни детей, занимающихся спортом, на всех рисунках ребенок был один либо в окружении игрушек.
На втором этапе с целью приобщения к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья мы провели ряд мероприятий: у нас прошел конкурс спортивный фотоальбом моей семьи. Как выяснилось в большинстве случаев родители сумели найти в своих фотоархивах снимки праздников и застолий, фотографий, связанных со спортом оказалось мало. Это послужило хорошей почвой для разговора о том, как мы учим детей отдыхать и следить за своим здоровьем.
Мы предложили родителям вместе со своими детьми создать фотокомпозиции на спортивную тему. Дети принимали непосредственное участие в оформлении фотоальбомах, дополняя коллажи своими рисунками и фотографиями.
Следующий конкурс – «Спортивная эмблема моей семьи». Изготовление эмблемы здоровья семьи совместно с ребенком позволило понять ребятам спортивный дух своей семьи. Конкурс с родителями на лучший коллаж «Наш любимый вид спорта» выявил любимые виды спорта каждой семьи воспитанников нашего детского сада. Следующий конкурс предполагал разработку спортивного проекта: сочинения на тему «Традиции здоровья в нашей семье», дневник «Я расту» ознакомили нас с новыми традициями физического воспитания каждой семьи. А самое главное – все проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Семейный журнал «Я и мои родители – чемпионы» помог внести элемент соревнований между родителями и ребенком. Такие записи превращаются в своеобразный архив спортивных достижений, передаваемых из поколения в поколение. Наш детский сад живет в установившемся режиме традиционных мероприятий, объединяющих взрослых и детей. Одними из любимых и желанных стали спортивно-музыкальные праздники «мама, папа, я – спортивная семья», «Мы умеем дружно жить», «Богатырская наша сила», «Осенний марафон» и другие. Все эти мероприятия пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Они традиционно проводятся совместно с музыкальными руководителями.
Результатом совместной работы стал выпуск сборника «Мы любим петь и соревновать», куда вошли сценарии спортивно-музыкальных праздников и развлечений.

Стало традицией участие детей и родителей в городских спортивных мероприятиях «Мама, папа, я – туристская семья», «Здравствуй, лето» и «Веселые старты» (2 место), «Лыжня России» и «Кросс наций». Родители здесь – активные участники и помощники педагогов.
Раз в месяц работает детско-родительский клуб «Вместе с мамой». Для родителей проводятся заседания с элементами практикума по вопросам физического воспитания. Родителям предоставлены картотека (в том числе и электронная) «Игры с детьми», проводятся игровые тренинги по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Нами были разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми: «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз»; «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»; «Игры с обручем»; «Малоподвижные игры»; «Учим детей ходить на лыжах» и др.
И, наконец, мы вновь предложили воспитанникам нарисовать рисунок на тему
«Мой выходной день», появилось большое количество рисунков, где дети гуляют с родителями на улице, катаются на лыжах, ходят на рыбалку. Самое главное для нас – что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой.
Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Начала прослеживаться динамика темпов роста физических качеств детей.Совместная работа воспитателей, руководителя по физической культуре, психолога, музыкального руководителя и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.
Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.

Инструктор по физической культуре СКОРОХОДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Уважаемые посетители,
Вы просматриваете
сайт детского сада № 52
"Голубой Вагон". г. Батайск