АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
инструктора по физической культуре Скороходовой Н.А.
Природа наделила детей врожденным стремлением к движению. Потребность в двигательной активности детей в возрасте от 3 до 7 лет настолько велика, что педагоги называют дошкольный возраст «возрастом двигательной активности».
В процессе обучения дошкольников физической культуре в дошкольном образовательном учреждении происходит повышение функциональных возможностей детского организма, совершенствуется физические качества, осваивается определенные двигательные навыки.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с ФГОС ДО.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ № 2562 от 27.10 .2011г.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача)
Уставом МБДОУ № 52;
Планом работы МБДОУ № 52 на 2023-2024 учебный год.
В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе значений о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста. Занятия построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры.
Цель образовательной области «Физическое развитие»: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Педагогическое сопровождение физического развития детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с поставленной целью, задачами:
1.Социально-психологическое, направленно на формировании потребности к освоению ценностей занятий физической культуре.
2. Интеллектуальное, предполагает получение элементарных знаний и представлений о разных видах движений и простых способов их выполнения.
3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала.
Проектирование воспитательно-образовательного пространства образовательной области «Физическая культура» осуществляется с учетом следующих принципов:
· вариативность — планирование образовательной работы с учетом состояния здоровья, половозрастных и индивидуальных особенностей физического развития детей с материально — технической оснащенностью воспитательно-образовательного процесса (спортивный зал, прогулочные участки со спортивным оборудованием, мини-стадион), северного климата и приоритетного осуществления деятельности дошкольного образовательного учреждения по физическому развитию;
· системность в отборе содержания образовательного материала;
· интеграция задач по физическому развитию дошкольника;
· соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование содержания работы по физической культуре;
· деятельный подход к организации работы по физической культуре с включением ее в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
· усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного освоения двигательных умений и навыков в организованных физкультурных мероприятиях и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
· открытость образовательной программы по физической культуре для родителей.
Базовым результатом образования и воспитания в области физической культуры в дошкольном образовательном учреждении является освоение детьми основных видов движений – это:
· приобретение определенной системы знаний о физических упражнениях;
· овладение техникой движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела;
· осознание оздоровительного воздействия физических упражнений на организм;
· умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной и двигательной деятельности;
· освоение физкультурной и пространственной терминологии ;
Развитие физических качеств — это
· приобретение грации, пластичности, выразительности движений
· воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей.
А также развитие личностной сферы дошкольника — это
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях;
Принципы физической культуры детей 3 – 7 лет
соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной деятельности детей
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
игровой,
двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,музыкально-художественной,
трудовой,
чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия:
утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице);