ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет.
Содержание образования организовывается в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей от 4 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре.
В МБ ДОУ №52 функционирует психолого-педагогический консилиум, который осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и положением, утвержденным руководителем.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Имеется пандус при входе в рабочем состоянии. | |
Имеется кнопка вызова (звонок) для инвалидов и соответствующий знак. |
№ | Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ | Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ |
1 | Наличие обучающихся с ОВЗ/инвалидов | В 2024-2025 уч году в МБ ДОУ №52 50 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи.
Детей-инвалидов нет. |
2 | Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов. | В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников. |
3 | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. |
4 | Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 | Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий. | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ТНР ежедневно проводятся учителями-логопедами, педагогом-психологом в соответствии с АОП МБ ДОУ №52. |
6 | Обеспечение доступа в здание организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ОВЗ. | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание. |
7 | Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ. | Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ (ТНР), ребенку-инвалиду оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей. |
8 | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. | В ДОУ нет обучающихся, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ См.(Материально-техническое обеспечение)
Направленность программ | Наличие специальных помещений | Имеющееся оборудование | Дидактический материал |
Развитие игровой деятельности |
Игровые помещения, оснащенные современным игровым оборудованием, развивающими играми, пособиями, игрушками, игровые мини-среды во всех группах
|
Игровое оборудование для всех видов игр (творческих и игр с правилами), дидактические пособия, атрибуты, специальная детская мебель. Игровое оборудование на участке детского сада |
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные игры, дидактические игры, костюмы и маски к театрализованным играм и играм-драматизациям, игрушки-самоделки, предметы-заместители и.т.п.
|
Физическое развитие и здоровье |
Спортивный зал, спортивная площадка, стадион. Площадка-автогородок, физкультурные уголки в группах. Кабинет здоровья, кабинет психолога, логопедические кабинеты.
|
Физкультурное оборудование на участке, спортивные снаряды, многофункциональные комплексы, тренажеры, физкультурные пособия в спортивном зале и физкультурных уголках в группах. Нестандартное физоборудование.
|
Картотеки подвижных, спортивных игр, физкультминуток, психогимнастик, гимнастики-пробуждения, оздоровительных и общеразвивающих комплексов. Схемы, модели, последовательности проведения массажей, самомассажей (точечных и др.), конспекты занятий, сценарии спортивных праздников, развлечений и т.п.
|
Интеллектуально-познавательное развитие |
Эколого-познавательные, экспериментально-исследовательские, историко-поисковые мини-среды в группах. Кабинет обучения компьютерной грамотности.
|
Оборудование для уголков природы, труда в природе, оборудованные мини лаборатории в группах, библиотеки с познавательной детской энциклопедической литературой, разнообразные виды конструкторов, компьютеры и игротека развивающих компьютерных игр и программ. |
Картотеки опытов, дидактических игр, игр по правилам дорожного движения, правилам безопасности и поведения в чрезвычайных ситуациях. Схемы, модели, карты, глобусы, микроскопы, лупы, наборы картин, плакатов, наглядных пособий и т.п.
|
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальный зал, изостудия, зал для занятий хореографией, музыкальный кабинет, минисреды музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности в группах, костюмерная, театрализованная комната. |
Различные виды театров, ширма, декорации. Детские музыкальные инструменты, нестандартные музыкальные игрушки, аудио-видео-DVD-аппаратура, фонотека, коллекция музыкальных дисков с классической, детской популярной музыкой. Караоке. Оборудование для различных видов изодеятельности |
Музыкальные, хореографические дидактические игры, картотеки музыкальных сказок, костюмы, наборы картин, репродукций, фотографий писателей, художников, композиторов. Предметы народно-прикладного искусства, образцы, шаблоны, наглядный материал по культуре донского края. |
Материально-технические и медико-социальные условия пребывания ребёнка в ДОУ способствуют полноценному физическому и психическому развитию детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Таким образом, созданы необходимые базовые условия, с одной стороны психологической адаптации и мотивации, с другой стороны приобретения навыков и умений, а также технологических условий.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности |
Сведения об оборудованных учебных кабинетах |
|
Сведения об объектах для проведения практических занятий |
|
Сведения о библиотеках |
|
Сведения об объектах спорта |
|
Средства обучения и воспитания |
|
Условия питания |
Организацию питания в детском саду осуществляет ООО «Универсал-Ростов». Примерное десятидневное меню составлено исходя из натуральных норм для детей от 1.5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, с 12 часовым пребыванием в ДОУ, рекомендуемых Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Технология приготовления всех блюд и кулинарных изделий, включенных в рацион питания детей прописана в технологических картах. В ДОУ разработана система контроля качества и организации питания. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню детей. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям в ДОУ организовано 5 разовое питание детей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей раннего и дошкольного возраста (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья). Ведется бракераж готовой продукции с регулярной оценкой вкусовых качеств. Выдача пищи с кухни проводится только после снятия пробы медсестрой и членами бракеражной комиссии с отметкой в журнале о вкусовых качествах готовых блюд. Оставляется суточная проба, выставляется контрольное блюдо. |
Условия охраны здоровья в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется в ДОУ медицинской сестрой. Они организуют оздоровительно-профилактическую деятельность, проводя медицинский контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещений и организацией физкультурно-оздоровительной работы, ведет журнал здоровья детей, анализируя заболеваемость и ее причины, формирует и пополняет информационный банк данных о состоянии здоровья детей в учреждении. Работа с детьми осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей путем оптимизации режима дня, улучшения питания, осуществления лечебно-профилактических мероприятий, контроля за физическим, психическим состоянием детей, обеспечения условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду и школе, формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В своей работе педагоги используют в обязательном порядке программы оздоровления, индивидуальные подходы к детям инвалидам и ОВЗ также используются в обязательном порядке, на основе рекомендаций ИПРА. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. В ДОУ разработаны безопасные маршруты движения детей к социокультурным учреждениям города БАТАЙСКА. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям |
|
Электронные образовательные ресурсы
Собственных электронных образовательных ресурсов-нет. |
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития
Положение о внутренней системе качества образования
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- С нормативно-методической документацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования Ростовской области в разделе «Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью» https://minobr.donland.ru/activity/9346/
- Федеральная адаптированная образовательная программа